Снос зданий:
ecosnos.ru
Главная  Управляемые энергетические установки 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

управляемые энергетические установки

Управляемыми энергоустановками (ЭУ) в книге названы энергоустановки (двигатели, газогенераторы), конструктивная схема которых позволяет управлять рабочими параметрами, в число которых входит тяга, расход, суммарный импульс тяги.

Термин управляемые требует пояснения. Тяга двигателя может управляться как по величине, так и по направлению. Управление направлением тяги хорошо изучено, отработано на многих изделиях, широко освещено в литературе и в настоящей книге не рассматривается.

В соответствии с действующим стандартом [13] ракетный двигатель может быть:

управляемым - ракетный двигатель, тяга которого может изменяться по командам системы управления;

управляющим - ракетный двигатель, предназначенный для создания управляющих усилий и моментов, используемых для управления положением перемещающегося аппарата или его частей. Отметим, что понятие управляющий является более широким. Управляющим двигателем может являться как управляемый ракетный двигатель, так и неуправляемый (например, отделяемый двигатель, передающий тягу по тянущей схеме, импульсный двигатель);

регулируемым - ракетный двигатель, допускающий выбор режима работы до включения.

Обычно под управляемыми ЭУ понимаются двигатели с управляющими соплами. Термин управляющее используется потому, что сопло управляет внешним (по отношению к двигателю) объектом - летательным аппаратом. Если изменяется тяга двигателя по величине, то объектом управления является прежде всего сам двигатель, а его управляющее воздействие на ЛА является следствием управления двигателем. Поэтому рассматривав-



мые В настоящей книге ЭУ названы управляемыми. Понятие управляемые также более удобно для ЭУ, не предназначенных для создания управляющих усилий (различных газогенераторов).

Строго говоря, в настоящей монографии рассматриваются различные типы двигателей на твердом топливе (управляемые, управляющие, регулируемые), названные для краткости управляемыми ЭУТТ.

В литературе двигатели с управлением тягой по величине часто называются регулируемыми. Данный термин противоречит стандарту [13] и по отношению к управляемому для всего периода функционирования двигателю не совсем корректен (синонимом слова регулируемый , отражающим его суть, является термин настраиваемый ). В настоящей книге под термином регулируемые ЭУ понимаются ЭУ с предстартовым регулированием.

Ввиду традиционно сложившейся терминологии в тексте все же встречаются понятия регулятор расхода (устройство, управляющее расходом), двигатель глубокого регулирования (двигатель с большой глубиной управления тягой) и т.д.

Многие задачи управления ЛА возможно решить без непрерывного управления величиной тяги. В этом случае используются двигатели с дискретно изменяемыми энергетическими параметрами, например двигатели с отсечкой тяги. Управляемой целевой функцией при этом является суммарный импульс тяги. Модификацией ЭУ с дискретно изменяемыми параметрами является двигательная установка многократного включения (ДМВ), способная выполнять большинство функций ЭУ космических летательных аппаратов (КЛА).

В широком смысле все перечисленные ЭУ, в том числе с предстартовым регулированием, с дискретно изменяемыми энергетическими параметрами, являются управляемыми. В более узком смысле под термином управляемые ЭУ понимаются ЭУ, управление параметрами которых осуществляется непрерывно (ЭУ с управляемой площадью критического сечения, ЭУ с тепловым ножом и т.д.).



Вопрос целесообразности управления работой двигателя может возникать при разработке РДТТ практически любого класса и назначения. Во многих случаях вьшолнение задачи ракетной системой возможно без активного управления внутрикамерными процессами работы РДТТ (управление траекторными способами, аэродинамическое управление, управление посредством изменения моментов импульсов силовых гироскопов и т.д.). Вместе с тем управление посредством ракетного двигателя является самым эффективным и мощным. В некоторых случаях (особенно в условиях космического пространства) единственно возможным управляющим органом является ракетный двигатель. В ракетной технике одинаково важны как развитие управляемого двигателестроения, так и поиск альтернативных более экономичных способов управления. Существование альтернативных способов управления, не требующих больших расходов рабочего тела, приводит к тому, что наиболее распространенными РДТТ являются простые по конструкции высокоэффективные двигатели, не имеющие сложных устройств управления внутрикамерными процессами. Например, маршевые РДТТ баллистических ракет и ракет-носителей являются неуправляемыми (по величине тяги), а входящие в состав этих ракет малогабаритные (по сравнению с маршевыми) управляемые двигатели принято считать вспомогательными. Отнесение этих управляемых двигателей к разряду вспомогательных создает иллюзию чего-то второстепенного. Вместе с тем им при разработке должно уделяться не менее пристальное внимание, чем при разработке маршевых РДТТ. Во-первых, потому, что эти управляемые двигатели являются более сложными системами, а во-вторых, потому, что к ним, как и к двигателям верхних ступеней, предъявляются более высокие требования по энергомассовым характеристикам.

Накопленный к настоящему времени арсенал технических решений по способам управления процессами работы РДТТ позволяет сделать три вывода:



[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153